ПОСЛЕДНИЙ БОРТ
(альпинизм, Памир)
Рассказ
Александр Тузлуков

Рассказ напечатан на сайте "Журнал "РИСК онсайт"   (https://www.risk.ru/blog/215657).
Печатается здесь с позволения автора. (количество фотографий сокрашено)
.

Не так давно прочитал ("Журнал "РИСК онсайт"" https://www.risk.ru/blog/215345 ) о первом и последнем спуске на параплане Л.Мартынова с пика Коммунизма в 1991-м году, и меня как будто ударило током. "А ведь у меня есть фотокадры этого полёта, и не только полёта!". В июле-августе того года довелось мне стать участником программы "Три семитысячника СССР" в составе команды, персональный состав которой можно посмотреть на фотографиях в тексте. Раньше я считал, что ничего особенного, чем можно поделиться с читателями "Риска" об этом месяце, проведённом на Памире, нет. Но вот после прочитанного о последнем полёте (до распада СССР) и небольшой переоценке временем я оцифровал слайды того восхождения и рискну рассказать .

1991-й год. В Союзе натуральная голодуха. Зарплаты платили, но купить на них почти ничего было нельзя. В магазинах - очереди, почти всё - по талонам. И в этих условиях восемь "смелых" умудряются найти деньги на поездку в МАЛ на Памир на целый месяц при её стоимости 2500 рублей на человека (при зарплате 150-200р.). Эта сумма была последним условием, кроме огромного желания, нужной физподготовки и права допуска на восхождения 5-й категории трудности по альпинизму.

Сейчас уже точно трудно сказать, знали ли мы накануне сборов о трагедии на "Сковороде" пика Ленина при землетрясении в 1990-м году. Скорее, что-то знали. Но тогда в г. Ош, на базе МАЛа, старший тренер, Ю. Беркович, (на фото №2 второй слева) нам объяснял, что первое восхождение на пик Ленина мы должны совершить через скалы Липкина прежде всего потому, что это спортивно, престижно. А чужие палатки, верёвки, тропёжки и пр. - совсем не наш случай. И с нашей амбициозной программой (3-и по 7000+) другого варианта на "самом лёгком" семитысячнике просто не может быть. Такой подход определённым образом развеивал некоторые наши сомнения, нас окрылял и "звал" на спортивные "подвиги". Ботинки были ещё те, однослойный вибрам. Кошки - от ВЦСПС. Одежда от "культур -мультур". Плюс бензин и примусы "Шмель". Но мы были "дети эпохи", и на огромное желание поймать свою спортивную "жар-птицу" нам жаловаться совершенно не приходилось.

Вам осталось только посмотреть подборку фото МАЛа и склонов пика Коммунизма в 1991-м году. На людей, параплан, горы. За качество отдельных изображений просьба не ругать. Было давно, и были не на курорте.
 

№1 В пути на Ачик -Таш.


 

№2 Наша команда. 91-й год.


 
 

№3 МАЛ.

№5 5 Теперь пора на "Москвина"..


 

№7 Просто Памир.


 

№10 Вершина как в сказке.


 

№11 Лагерные будни.


 

№15 День второй по маршруту Бородкина. В.- 5 500м.


 

№17 Параплан уходит в небо.


 

№ 18 А «Корженева», 7105м, где-то «внизу.


 

№20 До плато ещё далеко.


 

№21 До пика Кирова на 6400м ещё не менее метров 300 по высоте.


 

№22 Памирское плато, 6100 метров.


 

№25 Второй день на 6800м, п. Душанбе. Погоды нет.


 

№27 Последний борт.

До вершины в тот август мы не дошли. После трёх дней подъёма по маршруту Бородкина, и двух - в ожидании погодного окна в районе вершины п. Душанбе на 6800м начальство нас из-за неблагоприятных прогнозов развернуло вниз. Нам, к счастью, никого не пришлось спасать. И нас никто не спасал. На «Москвина» после ещё четырёх дней томительного ожидания в лагере погодное окно мы всё же «поймали» и сходили «Корженеву» с двумя ночёвками. Общий результат сезона – «два по семь из трёх». Но фотки, по иронии случая, сохранились только эти.

И последнее. Тогда мы не знали и не могли знать, что вертолёт, который в снежном августе 1991-го года увозил с поляны Москвина нас, лагерный инвентарь и продукты, будет последним, улетающим из самого высокогорного района страны под названием СССР. С тех пор бывшие республики превратились в страны. Вершинам поменяли названия. Изменились правила восхождений и пересечения вновь созданных государственных границ. Много чего изменилось.

И только высота этой красивой и суровой вершины не подчинилась человеческим прихотям и по-прежнему она – 7495 метров. Ну а фотографии, надеюсь, кому-то согреют душу.
Начало рассказа

  • 2018 г. ПОСЛЕДНИЙ БОРТ. Дополнительные фотографии
  •  


  • декабрь 2015 г. Памяти Семёна Дрель (.doc файл)

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
      as-kurt@yandex.ru 


    ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕКСТА ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАТЬ АВТОРА И ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК:

    Автор: Александр Тузлуков.
    Источник: http://kas.mfvsegei.ru/drug/drug_13/drug_13_7s.htm