Михаил Литти (РМРЭ-76-3)
 

 

Обновление: декабрь 2025 г.

ПЕРЕПИСКА МИХАИЛА С ВИКТОРОМ ПО ПОВОДУ ЕГО КАРТИНЫ "ВОЗВРАЩЕНИЕ"

    КАРТИНА "ВОЗВРАЩЕНИЕ"(МОНАХ) ВИКТОРА КОКСАДАЕВА

 

Обновление: декабрь 2025 г.


Письмо Михаила Литти Виктору Коксодаеву:

Виктор, хочу поделиться своими впечатлениями по поводу твоей картины "Возвращение". Я раньше, когда просматривал твое творчество, в том числе твои картины, как-то не особо обратил внимание на нее - вроде в ряду других картин она особо не выделялась. Но вот снова я ее "встретил" в сборнике стихов Шуры, присмотрелся и сразу пошли образы. В твоей картине я увидел не сколько внешние атрибуты нарисованного, а то, какие символы они неявно несли. Т.е. картина эта оказалась глубоко символичной для меня - и это, конечно, только мое видение, то, что я увидел за видимым скрытое , не явное. Сначала возник вопрос - почему именно эту картину, наверняка, я думаю, с твоего согласия, Шура вставил в свой сборник? Чем-то она, значит была значимой, знаковой для тебя. У тебя большая коллекция на выбор, но выбрал ты или Шура именно ее. Почему-то именно ее. Название твоего творение - "Возвращение", когда монах возвращается в родной дом после обучения где-то далеко. Я же увидел иное и назвал бы картину "На перепутье" и постараюсь дальше прояснить - почему подходят эти слова к увиденным и к навеянному им образам.

Бескрайняя степь, готовящаяся встретить надвигающуюся ночь. Солнце уходит за дальний горизонт, постепенно уступая ей место, скрываясь за дымкой, как за занавесом, как бы говоря - "Теперь выход за Тобой". И снизу подымается уже темно синий занавес, как предвестник, того, что ночь скоро вступит в свои права. Все краски природы приглушены, они скорее в темных тонах. Все замерло в ожидании надвигающейся темноты и пространство наполнено неявным тревожным неясным ожиданием. Мелкая поросль травы согнулась под дуновением ветерка навстречу надвигающейся ночи - толи приветствуя ее, толи преклоняясь в своем почтении перед ней. В правом углу картины фигура человека в ритуальном одеянии. Он остановился - слово "стоит" здесь не подходит, будто прислушиваясь к себе. Чуть вдалеке виднеется строение, оно не достаточно большое для монастыря и скорее похоже на небольшой храм или пагоду - уединенное место молитв для малого количества послушников под водительством духовника. За одеждой человека скрывается крепкое тело скорее воина, чем послушника или монаха, уже прошедшего через ратные подвиги. Почему же он остановился, а не идет к храму? Ведь он наверняка шел туда, куда же еще. Но он остановился. Будто прислушиваясь к тихому голосу в глубинах своей души. Какому? И о чем этот голос? А голос этот говорит - "Ты можешь пойти туда. Но тебе - нельзя. Ты можешь не выдержать искушения и тогда ты безвозвратно пропадешь, потеряешься. Искушения наполнить себя светом духовных знаний и стать проводником этого света. И этот свет может ослепить тебя чувством своего очищения и безгрешности. И ты никогда не узнаешь о другой стороне своей души, без знания которой ты можешь попасть в ловушку зазеркалья ослепительного чувства своей правоты, чистоты, праведности. Тебе путь не к храму, а навстречу надвигающейся ночи - именно там ты встретишься с другой - темной стороной себя - неприглядной, своевольной, испуганной, стыдливой, и тут же не признающей никаких истин, кроме своих вожделений. И это всегда страшно. Страшно и постыдно признать в себе, что это - твое. А признав - принять. Но ты воин. В твоих силах пройти это испытание, где нет никаких гарантий в благополучном исходе. Но если пройдешь через ночь твоей души, познав и приняв ее, ты обретешь что? Смирение… и принятие своего земного удела. Познав, что в тебе есть и свет и тьма и более того, что свет рождается не из света, а из тьмы, так как только тогда, когда ты увидел в себе свою темную сторону, родится неистребимая устремленность к свету и тогда ты будешь готов, "вернувшись на круги своя", но уже иным , войти в этот небольшой уединенный храм. Смиренным перед открывшейся истиной о себе и человеческом уделе на Земле. Но решать тебе".

Вот такие ассоциации - мысли родились во мне. Это, еще раз подчеркиваю, только мое видение. Удивительно то, что первым впечатлением от картины был не сам сюжет, а краски, преобладающие краски на холсте - они не светлые, не вносящие радость и вдохновение, а скорее сумеречные - порождающее во мне чувство тревожного ожидания чего-то неизвестного. И уже это чувство потянуло за собой остальное - мысли, которые оформили и наполнили смыслом весь сюжет. Картина очень символична и тем, что она порождает разные сюжеты своей недосказанностью, недоопределенностью и неясностью. Я думаю, у тебя все еще впереди - ведь с годами мы мудреем и начинаем видеть невидимое, которое более притягательно, полно и более подлинно отражает наше бытие. У тебя - талант показать это есть.

Заметка Виктора о письме Михаила:

Интересное наблюдение и глубина проникновения в творение! Конечно, его взгляд. Осознание себя, интерпретация, как монаха - гелюнга - тоже не думал об этом. Может творческие мои порывы и стремление помогать людям в чем то и есть его понимание - монаха? Может с его точки видения. У каждого своя жизнь и как сложилась, то от нас зависело, внутреннего исходного посыла. У нас называют карма и сансара, бесконечное перерождение и обусловленность всего.

Очень благодарен ему, что так настроена его душа, что замечет не только краски , но и настроение, тайную работу мозга, что художник иногда сам не замечает, когда творит на холсте, его рукой управляет Провидение и весь его предыдущий опыт жизни. Да, у Миши тонкое, острое восприятие не только слова, но и живописи! Я всегда знал, что он многое видит, осознает, ему бы тоже заняться любым творчеством. Душа поэта, и художника, и подвижника.

Я не согласен с некоторыми трактовками ее, но у каждого свое мнение и видение в силу своего о ней знания. Это его понимание и я благодарен, конечно, что он увидел многое в ней.

Ответ Виктора Михаилу:

Михаил, спасибо тебе за отзыв, что обратил внимание именно на эту картину, да и Александр (Железный Шура!) тоже поместил ее в свою книгу, к своему стиху "Сострадание" и даже сделал эпиграфом к нему мое четверостишие, очень ему благодарен! Конечно, тут согласия особого моего не было на использование ее в книге, скорее негласное одобрение - рад, что она так вписалась в его текст. Да, она мне дорога, несмотря на небольшие размеры и, казалось бы, простенький сюжет - монах, гелюнг, уже возвращается в свою обитель, откуда он ушел несколько лет назад учеником в далекий Тибет. Именно - возращение, а не "на перепутье" представлено здесь.

Да, монах остановился перед своим родным пристанищем, много он прошел дорог, в основном пешком, так ходили за Учением - тысячи километров, через пустыни и горы, степи и леса, с разбойниками и мирными народами, с попутными караванами и случайными путешественниками-попутчиками. Как верно увидел ты, он стал воином по духу, невзгоды, лишения, аскетизм, опасности пути не сломили, а закалили его тело, дух, а годы, проведенные в постижении истин, укрепили его в понимании своего назначения. Перед ним белые камни в степи, означающие начало его пути и завершение, вдали три фигуры у Хурула встречающих его гелюнгов, что интуитивно почувствовали его прибытие - не было телефонов в 15 веке. Так бывает, когда долго не бываешь дома, невольно остановишься, когда увидишь родную улицу, поселок, дом и волна мыслей и чувств вдруг охватит тебя и сердце забьется в груди, вспомнишь все предыдущие мытарства невольно… Нет, у него нет сомнений в соблазне постичь свет истин, чистоты, мудрости , не познав ужаса тьмы и горя жизни обычной, мирской. Ведь это был его выбор в начале пути. А теперь он, если остался жив и здоров, еще более утвердился в своем назначении, ведь и по дороге, и в учении у него были тысячи вариантов облегчить свой путь, изменить условия своего служения и принятых множества обетов, а их сотни бывают и они добровольны. Он стоит прямо, плечи расправлены, только голову склонил в знак преклонения к той обители, откуда он отправился в путь. Так в жизни нашей бывает, редко мы возвращаемся "домой", а если и возвращаемся, то иногда оказывается поздно, но он пришел! Да, каждому приходится пройти через "ночь души своей" и обратиться к свету, если получится не угодить в ее ад. Я рад, что у тебя Миша столько мыслей и ассоциаций возникло, при проникновении в суть моей картины. Ты прав, каждый видит свое что-то в произведении, и это говорит о развитии его души, опыте жизни, о его развитом насмотренном взгляде художника, общей образованности человека. И у всех разное представление об искусстве, живописи, даже искусствоведы спорят часто о произведениях, и это нормально, так и должно быть - худо, если будет одно общее мнение! Я убеждаюсь, что ты видишь так много красок оттенков и не только глазами, но и проводишь все через душу, потому замечаешь то, что не всем видно - это внутреннее видение, познание мира, говорит о глубине натуры человека и острой незашоренной восприимчивости мира и явлений, свежего, почти детского постоянного открытия жизни! Художник и поэт иногда сам не сознает до конца того, что он создал, потому что его рукой и мыслями руководит часто Провидение, если в нужный момент Оно его поцеловало... Это благие мечты всех импровизаторов.

Да, надеюсь, что мы с годами становимся более мудрыми, более проницательными и интуиция, и глубокое понимание жизни возрастает, но для того необходим труд и свобода мыслей. Спасибо тебе за детальный анализ моего произведения, за горячее участие, открытость и свежесть в описании его особенностей! Тебе непременно нужно практически воплощать свои мысли, чувства, видение жизни в любом виде искусства и творчества, потому что они особенны, оригинальны, непредвзяты, свободны, честны и главное это, остальное - дело техники, как говорили древние шумеры. Желаю здоровья, благополучия, успехов Михаил!
 

А картина эта пока в нашей Национальной библиотеке, куда взяли ее и еще одну на открытие Буддийского форума не так давно.
 


Другие материалы:

  • Эссе POU STO - моя "ТОЧКА ОПОРЫ"
  • Рассказ-притча ВСТРЕЧА
  • Стихотворение в прозе А ГДЕ-ТО МУЗЫКА ПЛЫЛА
  • Размышление НЕДАВНО Я БЫЛ В ГОРОДЕ
  • Отзыв СТИХОТВОРЕНИЯ И ЗАРИСОВКИ ЖЕЛЕЗГОГО ШУРЫ
  • ПЕРЕПИСКА МИХАИЛА С ВИКТОРОМ ПО ПОВОДУ ЕГО КАРТИНЫ "ВОЗВРАЩЕНИЕ"
     

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
      as-kurt@yandex.ru 


    ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕКСТА ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАТЬ АВТОРА И ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК:

    Автор: Михаил Литти
    Источник: http://kas.mfvsegei.ru/drug/drug_27/drug-27-6.htm